anunah_com (anunah_com) wrote,
anunah_com
anunah_com

Categories:

Тюмень


Централизацию налога на добычу нефти и поэтапно снижающиеся компенсации потерь нередко называют главной проблемой для бюджета Тюменской области. На деле это не совсем так.

№55 (5263)
06.04.2011
Алексей Янин

Сокращение доходов по налогу на добычу полезных ископаемых выглядит впечатляюще. В отдельные годы данный налог обеспечивал для областного бюджета поступление свыше 50 млрд рублей доходов. Но мало кто знает, что в действительности налог на добычу никогда не являлся самым крупным источником. Такую роль всегда играл налог на прибыль, объем которого в составе областного бюджета устойчиво на 30-40% превышал поступления налога на добычу нефти. Следовательно, наибольшее влияние на доходы региона оказывали финансовые результаты организаций. В 2010-м, например, налог на прибыль обеспечил 49% всех доходов консолидированного бюджета области. Основную часть данных средств составляют поступления от хозяйствующих субъектов Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов в соответствии с договором между органами власти. И вот с этим источником доходов вскоре могут возникнуть серьезные проблемы.

Судите сами. На общие финансовые результаты определяющее влияние оказывает деятельность предприятий по добыче нефти: на них приходится три четверти суммарной прибыли, регистрируемой на территории региона. Особенно выделяются Сургут и Когалым, которые на пару дают 55-60% всей прибыли, формируемой в Тюменской области. Существует сильная зависимость регионального бюджета от финансовой политики двух нефтяных компаний — «Сургутнефтегаза» и «ЛУКОЙЛа». Политика эта, в свою очередь, определяется субъективными факторами.

Значительный риск для устойчивости бюджета области заключается в том, что в ближайшие годы заметно снизится доходность добычи. В качестве основной причины этого необходимо отметить ожидаемое естественное сокращение масштабов производства жидкого топлива на территории области, обусловленное истощением наиболее крупных и эффективных разрабатываемых месторождений. Падение добычи нефти уже началось. В 2010-м она была на 18 млн тонн (без учета газового конденсата) меньше, чем в 2007-м. Данная тенденция неизбежно будет развиваться, вследствие чего к 2015 году производство нефти сократится еще примерно на 25 млн тонн, опустившись до 270 миллионов. Незначительное наращивание добычи в Уватском районе никак не сможет компенсировать падение производства на территории северных автономий.

Не менее важной стороной проблемы является увеличение себестоимости добычи нефти в связи со снижением средней производительности скважин, ростом их обводненности, удорожанием услуг и материальных ресурсов, потребляемых нефтяной промышленностью. По нашим расчетам, к 2015 году средняя себестоимость добычи нефти в Тюменской области по сравнению с 2010-м возрастет примерно на 30%, что вызовет дополнительное снижение прибыльности производства.

Но главные риски и неопределенности связаны с ценовой политикой нефтяных компаний и их стратегией распределения прибыли между российскими регионами. Законодательство страны не запрещает регистрировать прибыль на территории любого региона. По факту наибольшие объемы прибыли оформляются в Москве. Значительная помощь оказывается и в формировании доходов Санкт-Петербурга.

Значения экспортных цен нефти сорта «Юралс», по которым российское топливо продают на европейских рынках, малоприменимы для прогноза доходов регионального бюджета. Реальное влияние на формирование прибыли оказывают внутрифирменные трансфертные цены, по которым отгружают продукцию добывающие подразделения крупных нефтяных компаний. Анализ показывает, что данные цены за последние годы были примерно в 2,5 раза ниже экспортных.

Внутренние цены компаний, в отличие от цен «Юралс», могут изменяться нефтяными компаниями относительно произвольно. В большинстве случаев они компенсируют только эксплуатационные расходы добывающих подразделений, а средства на инвестиции выделяют головные структуры, расположенные в Москве. В современной ситуации компании заинтересованы в дополнительной концентрации доходов в собственных руках, так как это позволяет формировать финансовые ресурсы для освоения месторождений в новых добывающих регионах — Восточной Сибири, Прикаспии, севере Европейской России, на Дальнем Востоке. Поэтому рассчитывать на значительное повышение средних цен реализации нефти в Тюменской области явно не приходится. Если до сих пор они составляли 6-7 тысяч рублей за тонну, то к 2015 году могут повыситься максимум до 7,5-8 тысяч рублей. То есть темп роста нефтяных цен будет отставать от темпа повышения эксплуатационных расходов. По пессимистичному варианту к 2015 году объем прибыли при добыче нефти на территории области может снизиться в десятки раз, по оптимистичному — в 2-3 раза.

Общий вывод заключается в следующем. В ближайшие годы ожидается значительное сокращение объемов налога на прибыль, получаемого региональным бюджетом от добычи нефти. В определенной степени потери могут быть компенсированы перераспределением прибыли между регионами. Данная политика нефтяных компаний в принципе подвергается корректировке во взаимодействии с органами власти субъектов Федерации.
Tags: Хомяков П.М., экономика и власть
Subscribe

  • Помереть можно от чего угодно

    и от болезни, и от лечения от болезни. Не зря же на лекарствах побочки пишут. На некоторых вплоть до последнего исхода. И если провести эксперимент,…

  • Таки за шо боролись?

    вчера встретил в местном шопе знакомую медсистер из местного же ковидария. Что там говорю, наверное скучаете на сменах? В силу мощного спада…

  • Посплетничаю

    у меня есть ряд хороших знакомых, многих из которых знаю с детства, которые занимают должности директоров и генеральных директоров, в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments